Перинатальный центр г. Саранск. Официальный сайт
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ "МОРДОВСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ КЛИНИЧЕСКИЙ ПЕРИНАТАЛЬНЫЙ ЦЕНТР"
ЭЛЕКТРОННЫЙ АДРЕС:
perinatrm@mail.ru
СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА:
8 (8342) 76-17-58
ПРИЕМНАЯ ДИРЕКТОРА:
8 (8342) 76-08-37
РЕГИСТРАТУРА:
8 (8342) 76-27-99
ГРАФИК РАБОТЫ:
с 8:00 до 18:00
  • СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ ЖЕНЩИНАМ
  • МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ МУЖЧИНАМ
    СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ МУЖЧИНАМ
  • МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ
    СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ
  • ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
    ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ЛЕЧЕНИЯ
    НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ЛЕЧЕНИЯ
ЗАПИСАТЬСЯ НА ПРИЕМ
Записаться на прием онлайн, так же можно на сайте Мед РМ
Ф.И.О:
Телефон:
E-mail:
Выберите отделение:
Дата приема:
Время приема:
Ваше сообщение:
Введите проверочный код:
восемь + семь =

ПУСТЫШКА: КОВАРНЫЙ ДРУГ

Пустышка: коварный друг Будущая мама вместе с "детским приданым" обычно получает в подарок соску-пустышку, часто и не одну. Пустышка в народном сознании прочно ассоциируется с образом младенца; журналы для родителей переполнены рекламой сосок, где вопрос их нужности вообще не ставится под сомнение, маме только предлагается выбирать между разными "ортодонтическими" формами и ярким исполнением. К сожалению, некоторые специалисты по детскому здоровью тоже считают своим долгом посоветовать свежеиспеченной маме "хорошую пустышку, чтобы всем было лучше". Однако консультанты по грудному вскармливанию, увидев кроху с пустышкой, мысленно ставят красный флажок...

Почему же там, где многие специалисты заверяют: "Что вы, никакого вреда!", консультанты по грудному вскармливанию настораживаются? Для этого есть целый ряд очень серьезных причин, подкрепленных и множеством научных исследований, которые проводятся по всему миру, и консультантской практикой: ведь иметь дело с видимыми негативными последствиями использования сосок приходится именно консультантам, а не, например, медсестре в роддоме. Обо всем этом будет рассказано в статье, чтобы мама, думающая, стоит ли дать ребенку пустышку, полагалась не просто на чье-то мнение "это хорошо" или "это плохо", а на конкретные данные о рисках.

Пустышка сокращает грудное вскармливание

Теоретически это вполне логично и объяснимо: выработка молока зависит от того, как правильно, хорошо и часто малыш сосет материнскую грудь. Именно материнскую грудь, а не что-либо еще. Если ребенок должен сосать мамину грудь, а он сосет соску – это быстро повлечет за собой снижение выработки молока из-за уменьшения стимуляции груди. А затем соска и грудь могут начать плавно «меняться ролями»: в каких-то случаях и маме покажется проще дать пустышку, и ребенок предпочтет именно соску - а мама будет недоумевать, почему у нее стало меньше молока. Хотя, может быть, даже и не будет, если подарившие вначале соску родственники потом скажут, что «просто у нас порода немолочная»…

Поэтому-то и оказывается в десятках исследований по всему миру, что там, где присутствует соска, кормление грудью заканчивается значительно раньше, чем могло бы продолжаться без соски. В своих "Десяти шагах к успешному грудному вскармливанию" девятый шаг ВОЗ сформулировала как "не давать искусственных заменителей груди и сосок-пустышек детям на грудном вскармливании" (английский оригинал, русскоязычный вариант на сайте ВОЗ и в Национальном руководстве по неонатологии 2009) Для многих неочевидно: ВОЗ дает свои рекомендации не просто так, а только основываясь на достоверных данных научных исследований, и любая рекомендация имеет под собой научную базу. В частности, узнать, почему же ВОЗ предлагает не давать грудничкам сосок, можно в главе девятой объемного документа "Evidence for the ten steps to successful breastfeeding" К сожалению, в России подобные исследования практически не проводятся - это не та тема, которая интересует нашу исследовательскую медицину, и основной массив данных идет из-за рубежа. Ознакомиться с некоторыми из них можно под спойлером; если же вас не интересуют научные свидетельства, просто читайте дальше.

Показать доказательная часть

Вынесу из-под спойлера только одно исследование, проведенное дотошными австралийскими учеными (Mauch CE еt al 2012), которые хотели узнать все о том, почему, когда и с какими последствиями кормящие мамы дают пустышки своим первым детям. Из 670 матерей в исследовании 79% давали пустышку, причем каждая четвертая это сделала по настоянию бабушки ребенка, а каждая пятая - по рекомендации медсестры или акушерки. Большая часть женщин поверила доводам, что это поможет малышу лучше спать, сделает более спокойным; каждая пятая считала, что для ребенка сосать пустышку естественно и необходимо. Результатом стало то, что большинство женщин, начавших регулярно давать ребенку соску в первые недели жизни, закончили свое грудное вскармливание еще до исполнения ребенку месяца. Вот наглядная картинка, показывающая, как по данным исследования зависела продолжительность ГВ от использования пустышки (горизонтальная ось - это срок кормления в неделях, нижняя линия графика - те, кто начал давать пустышку на первом месяце жизни; средняя - те, кто предлагал пустышку только после исполнения ребенку месяца; и верхняя - те, кто никогда пустышку своему ребенку не давал).

Что тут скажешь - большое "спасибо" за преждевременно окончившееся грудное вскармливание тем медработникам, которые убеждают матерей дать ребенку пустышку, потому что это полезно, безопасно и никак не скажется на ГВ!..

Пустышка портит прикладывание к груди и способствует травмам сосков

Это как раз одна из причин, почему некоторые матери заканчивают кормить гораздо раньше, чем предполагали. При правильном сосании ребенок добывает молоко, создавая вакуум и одновременно активно работая нижней челюстью. Чтобы хорошо взять мамину грудь, малышу нужно широко открыть ротик, и при правильном прикладывании сосок оказывается глубоко внутри, далеко от подвижных частей ротика (нижней челюсти и кончика языка). А чтобы дать ребенку соску, совершенно не требуется открывать рот широко. Соску – если есть на то желание взрослого - можно засунуть даже в закрытый рот ребенка. При сосании соски в большей степени работают другие группы мышц, и координация их происходит по-разному. Часто уже по тому, как малыш готовится поесть, видно, кормится ли он грудью или через соску: грудничок широко открывает ротик, чтобы в него удобно поместилась мамина грудь, а «искусственник» вытягивает губы трубочкой навстречу соске. Если соску получает ребенок, который еще не научился взаимодействию с маминой грудью – он может пытаться сосать мамину грудь так же, как бутылочную соску или пустышку, это явление известно под названием «путаница сосков». В таком случае малыш молока либо не получит вообще, либо получит очень мало (отсюда и растут ноги у жалоб «мой ребенок висит на груди часами, но успокаивается только после того, как получит бутылочку»).

Еще один неприятный эффект использования соски: это ведь неживой предмет, который никак не может реагировать на его "терзание". Ребенку, особенно в период прорезания зубов, может нравиться кусать и жевать соску. То же самое он попытается проделывать с маминой грудью при кормлении, ведь для него и то, и другое объект сосания. И мамино недовольство будет для него совершенно непонятным, послужив лишним поводом выбрать более предсказуемый и «надежный» предмет…

Наглядная иллюстрация этой проблемы: по опросу, проведенному в сообществах Живого Журнала lyalechka и malyshi, где приняло участие 580 мам, использование пустышки так соотносилось с болью в сосках в первые дни кормления:

Пустышка приводит к отказу от груди

Взаимодействие с маминой грудью сложнее, чем взаимодействие с соской. Не «труднее», а именно сложнее и разнообразнее. Из маминой груди молоко течет с разной скоростью – на приливе струи могут буквально брызгать в ротик малыша, а иной раз приходится поработать, добывая «заднее» молочко, богатое жирами, но и медленнее покидающее грудь. Малыш, получающий только мамину грудь, через некоторое время привыкает к ее особенностям и знает, например, что если потрудиться над вроде бы пустой грудью, то скоро пойдет прилив молочка. А если ребенок привык к постоянному потоку из бутылочной соски или к засыпанию с пустышкой, откуда вообще ничего не льется – «поведение» маминой груди, непредсказуемое по сравнению с постоянством соски, заставляет кроху нервничать. Поэтому случается, что малыш отрывается от маминой груди (где молоко-то есть), и к маминому недоумению начинает плакать. Получив же соску – успокаивается.

Другая сторона той же проблемы заключается в том, что мамина грудь выполняет в жизни малыша две важные функции: насыщение и успокоение. Обе функции одинаково важны, ведь маленький ребенок получает удовольствие не только от вкусного молочка, но и от самого процесса сосания. Очень часто малыш, имеющий опыт кормления грудью, сам активно отказывается от попыток мамы «обеспечить резиновую замену», выплевывая соску. Но если мама будет настаивать – крохе ничего не останется, как согласиться. А спустя некоторое время ребенок так хорошо усвоит урок "грудь имеет смысл сосать только для получения молока", что начнет отворачиваться от груди, когда поток молока иссякает. Как раз в возрасте около 3-4 месяцев жизни малыша многие матери перестают ощущать приливы молока, либо молоко начинает приливать не сразу, а только после того, как ребенок сделает несколько сосательных движений. Но там, где не знающий соски кроха будет прилежно сосать, зная, что молоко теперь приходит не сразу, привыкший к пустышке ребенок отказывается сосать без прилива - бросает грудь. Ведь с его точки зрения, просто сосать нужно резиновую пробочку, а мамина грудь, из которой теперь не бегут немедленно потоки молока, для "сосания вхолостую" не годится!..

Безусловно, всегда находятся семьи, где малыши получают пустышку и при этом продолжают благополучно кормиться маминой грудью, минуя все уже перечисленные проблемы. Даже если мы посмотрим на приведенные выше графики, мы увидим на них, что есть некоторое количество грудничков с пустышкой, где "все хорошо". Только вот никто заранее не сможет предсказать, чем обернется пустышка для конкретного ребенка, будет ли продолжаться грудное вскармливание или закончится, при активной помощи "коварного друга". Причем вероятность потерять кормление грудью, как мы помним, в несколько раз выше, чем сохранить его. И даже если оно сохранится - с пустышкой связаны и другие осложнения для здоровья ребенка...

Пустышка портит прикус

Неправильное сосание, которое развивается у ребенка в результате использования пустышки, имеет очень долговременное влияние: глубоко вникшие в эту тему специалисты говорят о проблемах не только в период грудного вскармливания, но и всей дальнейшей жизни. Движения, отработанные во младенчестве, сохраняются навсегда, и привычка к сосанию пустышки дает о себе знать у взрослого человека. Происходит это из-за того, что принцип сосания груди и резиновой соски различается кардинальным образом. И это зависит не от внешнего вида соски, как стараются убедить нас производители «ортодонтических» пустышек и бутылок в форме груди, а прежде всего от качества того, что попадает в рот ребенку. Мамина грудь – очень мягкая и, попадая в ротик ребенка, подстраивается под его форму. А искусственная соска, наоборот, относительно непластична, поэтому уже ротовой полости ребенка приходится приспосабливаться под введенный в нее посторонний объект.

В то время, когда ротовой аппарат недавно появившегося на свет крохи активно растет и развивается, любой предмет, помимо груди, негативно влияет на формирование челюсти, зубов, форму неба. Соска создает во рту непредусмотренное природой давление, которое приводит к подвижкам зубов. Доктор Джон Нил (Dr. John R. Neil), австралийский исследователь, обнаружил, что язык детей, сосущих грудь или соску, работает по-разному. Груднички совершали перистальтические (волнообразные) движения язычком, которые помогали добываемому из груди молоку продвигаться к глотке. А дети, которым давали соску, делали выталкивающие движения языка (язык движется как поршень). Результаты исследования показали, что все груднички, которые никогда не получали соску, сосали грудь с физиологичным, волнообразным движением языка. Среди тех, кто вместе с грудью сосал соску, у 13 детей были поршневые, а у 18 волнообразные движения языка. Наконец, оказалось, что все без исключения дети, у кого язык двигался как поршень, получали соску.

Все это приводит к неправильному функционированию стоматогнатической системы (включающей в себя глотку, зубной ряд и ротовую полость). Недавнее исследование бразильских ученых Silveira LM et al 2013, после изучения оральных навыков 125 малышей в возрасте 9 месяцев пришло к выводу, что грудное вскармливание влияет на работу стоматогнатической системы позитивно, а вот сосание пустышки, напротив, угнетает сосательные и жевательные навыки и ассоциируется с плохим развитием соответствующих мышц. А ведь часто встречается совершенно противоположное убеждение!

Источник: Статьи для мам